Антонио Ринальди
Родился около 1709 - 1710 годов
скончался 10 февраля 1794 года в Риме
Биография
Сведений о детстве Антонио Ринальди почти нет. Он родился в 1709 или 1710 году на юге Италии, скорее всего в Неаполе. Учился у Луиджи Ванвителли, представителя позднего итальянского барокко. Вместе с другими учениками Ринальди участвовал в строительстве порученных Ванвителли объектов. За время работы в Италии Ринальди приобрёл некоторую известность.
В 1751 году архитектор был приглашен на службу в Россию. Контракт был подписан на семь лет, в его условия входило обучение итальянцем русских мастеров.
В 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором "малого двора", то есть входит в ближайшее окружение цесаревича Петра III. По предложению наследника престола архитектор начинает свою работу в Ораниенбауме. Там он строит дворец Петра III, Оперный дом, ансамбль Собственной дачи с Китайским дворцом и Катальной горкой. Работая в Ораниенбауме, Ринальди уже называл себя "архитектором великой княгини", таким образом завоёвывая доверие будущей Екатерины II.
После восшествия на престол Екатерины II Ринальди стал ведущим архитектором Санкт-Петербурга. Одной из его первых петербургских работ стал костёл Святой Екатерины на Невском проспекте, начатый уехавшим из России архитектором Валлен-Деламотом. В 1766 году под руководством архитектора начинается перестройка Князь-Владимирского собора. Спустя два года Ринальди начал строить Мраморный дворец, ещё через два года - новое здание Исаакиевского собора. Тогда же архитектор строил дворец в Гатчине. Позже по проекту Ринальди было возведено здание Тучкова буяна. Существует версия, что Ринальди спроектировал дом Мятлевых на Исаакиевской площади. По проекту Антонио Ринальди был построен Большой театр на Театральной площади, на месте которого позже построили здание Консерватории.
В 70-е годы 18 века архитектор работал в основном в Царском Селе. Здесь он создал Китайские театр и павильон. Кроме этих строений Антонио Ринальди спроектировал Чесменскую и Морейскую ростральные колонны, Кагульский обелиск и Крымскую колонну.
Антонио Ринальди разработал проект комплексного оформления дорог, ведущих из Санкт-Петербурга в Царское Село и Петергоф. Согласно этому плану вдоль дорог были установлены мраморные верстовые столбы, некоторые из которых сохранились до наших дней.
На всех зданиях спроектированных Антонио Ринальди можно увидеть его фирменный автограф - скрещённые пальмовая и лавровая ветви. Примечательной особенностью в его работе является использование редко применяемых в оформлении зданий материалов. Так при строительстве Мраморного дворца он использовал русский мрамор, добываемый в карьерах близ Ладожского озера. При постройке дворца в Гатчине был применён пудожский известняк, что придало строению оригинальный запоминающийся облик.
Антонио Ринальди проработал в России более 30 лет. Его активную деятельность прервал несчастный случай - архитектор упал со строительных лесов возводимого им здания Большого театра. Из-за травмы он не смог продолжать работу. Архитектору назначили пожизненную пенсию, Ринальди распродал все свое имущество в Петербурге и в 1784 году уехал в Рим. Пенсию зодчему регулярно выплачивали через русское посольство. Последние 10 лет Антонио Ринальди занимался систематизацией своих проектов и рисунков. Архитектор умер 10 февраля 1794 года в Риме.
Основные творения:
- Князь-Владимирский собор
- Мраморный дворец
- Римско-католический собор Св. Екатерины
- Дворец Петра III в Ломоносове
- Китайский дворец
- Павильон Катальной горки