Мраморный дворец
Другие названия: Константиновский дворец, Музей В. И. Ленина.
Адрес: Дворцовая набережная, дом 6А, Миллионная улица, дом 5А
Годы постройки: 1768-1785
Архитекторы: Антонио Ринальди
Стиль: Классицизм
Мраморный дворец — один из самых интересных дворцов Санкт-Петербурга, при его строительстве впервые в России применили натуральный камень: боле тридцати сортов мрамора и гранит. Мраморный дворец стал на многие годы резиденцией одной из ветвей рода Романовых — Константиновичей, хотя изначально предназначался совсем иному хозяину.
История создания Мраморного дворца
Проект дворца был создан по заказу Екатерины Второй итальянцем Антонио Ринальди, который состоял при русском дворе в должности архитектора более тридцати лет. По распоряжению императрицы в Мраморном дворце был установлен барельеф с его изображением (единственный дошедший до нашего времени портрет зодчего, выполненный в 1782 году Федотом Шубиным).
Дворец строили для графа Григория Орлова, имевшего множество заслуг перед Россией и являвшегося также любовником (а согласно некоторым современным источникам — и морганатическим супругом) Екатерины Второй. Над входом в Мраморный дворец по велению императрицы была сделана надпись «Здание благодарности».
Строительство здания началось в 1768 году и продолжалось 17 лет — строительство дворцов в России 18 века было делом небыстрым... Григорий Орлов до окончания работ не дожил — умер в 1783 году, после чего Екатерина выкупила дворец у его братьев за 200 тысяч рублей и в 1796 году подарила его по случаю бракосочетания своему второму внуку Великому князю Константину Павловичу. В бытность его хозяином дворца он многократно перестраивался, в том числе переделывал интерьеры дворца А. Воронихин, бывший в 1803-1810 годах придворным архитектором Великого князя. После смерти Константина Павловича в 1831 году дворец был выкуплен у его наследника — незаконнорожденного сына Павла в казну и в 1832 году был подарен императором Николаем Первым его второму сыну Константину Николаевичу, которому в то время было лишь пять лет. Высокородный владелец дворца продолжал жить с семьей, а во дворце продолжали жить придворные. Ситуация изменилась в 1849 году, после свадьбы Константин Николаевич с супругой переехали жить в Мраморный дворец, заново отделанный для них архитектором Александром Брюлловым.
Архитектура Мраморного дворца
Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, в плане имеет сложную форму, со стороны Миллионной улицы внутренний двор закрывает кованая ограда. Главный вход во дворец находится во дворе, восточный фасад здания увенчан изящной часовой башней, щедро декорирован колоннами, пилястрами, барельефами с военной арматурой и аллегорическими фигурами. Поскольку дворец являет собой образец постройки раннего классицизма, здесь ещё заметны черты барокко: изящная и вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый вазами, сложная форма парадной лестницы...
Медные оконные рамы второго этажа и балюстрады балконов сохранили позолоту конца 18 века.
Интерьеры Мраморного дворца
Более других помещений дух времени Екатерины Второй сохранили парадная лестница и Парадные залы дворца. Парадная лестница облицована мрамором, монолитные колонны и пилястры удивительно живописны, плафон «Суд Париса», венчающий перекрытие лестницы, был нарисован в 1784 году для украшения одного из залов дворца, а в 19 веке при реконструкции здания перенесен на нынешнее место. Напомним, что именно на лестнице можно видеть единственное портретное изображение архитектора Антонио Ринальди. Все скульптуры, украшающие лестницу были созданы из итальянского мрамора Ф. Шубиным специально для Мраморного дворца и сейчас занимают свои исторические места.
Совершенно уникален Мраморный зал дворца, сохранивший свое убранство с конца 18 века. Украшая зал, Ринальди использовал сочетания разноцветных русских и итальянских мраморов, на фоне этого разноцветного великолепия выделяются исключительной белизной барельефы работы известного русского скульптора М. Козловского на темы пунических войн, прославляющие долг, верность отечеству, самопожертвование и великодушие античных полководцев. Дополняют убранство зала удивительной красоты цветной наборный паркет 18 века и живописный плафон мастера Торелли «Свадьба Амура и Психеи», написанный специально для Мраморного зала Мраморного дворца. В середине 19 века потолок зала подняли на один этаж и в нем появились прекрасные бронзовые люстры и мраморные камины с зеркалами в резных золоченых рамах.
Интересные факты
- На стене парадной лестницы Мраморного дворца находится единственное в мире сохранившееся портретное изображение архитектора Антонио Ринальди.
- 2 мая 1856 года в Мраморном дворце состоялось первое в России выступление Иоганна Штрауса.
- В Мраморном дворце сохранилась квартира великого князя Константина Константиновича — известного так же как К.Р. - поэта императорской крови.
- С 1937 года в Мраморном дворце размещался филиал музея В.И. Ленина.
- Великий князь Константин Константинович умер в 1915 году, его вдова Елизавета Маврикиевна сумела покинуть Россию с оставшимися детьми и внуками в 1918 году. Во время печально известного Алапаевского убийства погибли трое сыновей Константина Константиновича: Иоанн, Константин и Игорь, а в Петербурге на территории Петропавловской крепости был расстрелян брат Константина Константиновича Дмитрий.
- Во дворе Мраморного дворца ныне находится конный памятник Александру Третьему скульптора Паоло Трубецкого, в 1909 году установленный на Знаменской площади (современное название Площадь Восстания) и убранный оттуда в 1937 году, после чего он много лет находился в одном из закрытых дворов Русского музея.
- В советское время во дворе Мраморного дворца (тогда филиала музея В. И. Ленина) стоял легендарный броневик "Враг капитала", с которого В. И. Ленин выступал в апреле 1917 года у Финляндского вокзала с знаменитой речью, призвавшей народные массы к борьбе за победу социалистической революции.
- После демонтажа броневика в начале 1990 годов, на его месте был установлен мраморный Форд Мондео (тогда его называли "памятником "Век мотора").
Фотографии Мраморного дворца