Псевдовизантийский стиль
Неовизантийский или псевдовизантийский стиль — стиль архитектурной эклектики, появившийся в Европе в 40-х гг. XIX в. и просуществовавший в отдельных странах, например в Югославии, вплоть до Второй Мировой войны. Он возник на волне интереса к средневековому архитектурному наследию Византийской империи, изучение которого началось на рубеже ХVIII-ХIХ вв. Пройдя путь от декоративного подражательства образцам византийского зодчества к свободной интерпретации композиционных решений, неовизантийский стиль развивался как явление, обращенное к истокам христианской цивилизации. Стиль был наиболее популярен в Германии, Австро-Венгрии, Испании, России и Болгарии. В России при царствовании Александра II он, наряду с русско-византийским, практически стал официальным стилем храмов.
Для псевдовизантийского стиля характерна ориентация на византийское искусство VI - VIII веков. В основном использовался в церковном зодчестве. Образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе.
У храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный в некоторых храмах вмещать несколько тысяч человек.
Практически все храмы Санкт-Петербурга в неовизантийском стиле построены архитектором Косяковым.
Наиболее заметные здания Санкт-Петербурга в неовизантийском стиле:
- Морской Никольский собор в Кронштадте
- Церковь Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани
- Иоанновский монастырь
- Казанская церковь Новодевичьего монастыря
В современной России, после активного "воцерковления" и массового строительства новых церквей, псевдовизантийский стиль вновь возродился, правда зачастую в причудливо-искаженном, порой абсолютно безвкусном виде. Из современных зданий в неовизантийском стиле можно отметить Церковь Сретения Господня на Гражданском проспекте.