Неомавританский стиль
Неомавританский стиль — ретроспективное направление в эклектической архитектуре второй половины XIX века и начала XX века, заключавшееся в переосмыслении и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества.
Для культовых и светских построек мавританского стиля характерно обилие стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резьбы. Колонны облицовывались изразцовыми и керамическими плитками. Применялись мозаика, цветные витражи и украшения из цветного мрамора, как правило, использовался орнамент.
Возникновение на излёте эпохи романтизма моды на мавританскую экзотику связано с поиском архитектурного направления, которое могло бы составить конкуренцию приевшимся формам классицизма и псевдоготики. Публикация сборника Вашингтона Ирвинга «Альгамбра» подстегнула интерес европейцев и американцев к средневековой Испании и сопредельным мусульманским государствам. При этом на первых порах не делалось различий между собственно мавританским зодчеством и формами, более характерными для Османской империи.
Одним из первых памятников увлечения исламским зодчеством в России стал Воронцовский дворец в Алупке, спроектированный британским архитектором Блором. Впоследствии этот стиль стал нормой для русской усадебной архитектуры, в основном на южных курортах (Кореиз, Симеиз, Ликани), но и в центральной части России (яркий пример — дом Арсения Морозова на Воздвиженке).
В Европе неомавританский стиль долгое время воспринимался как «стиль синагог». Во многих городах мира еврейские сообщества предпочитали возводить синагоги именно в этом стиле, так как он ассоциировался с золотым веком средневекового еврейства в исламской Испании.
В Санкт-Петербурге также Большая Хоральная синагога построена в неомавританском стиле.