Страсти вокруг Исаакиевского собора
В Санкт-Петербурге снова разыгрались нешуточные страсти вокруг Исаакиевского собора. Напомним, что уже несколько лет Русская православная церковь (РПЦ) пытается получить в пользование здание собора, в прошлом году очередная попытка провалилась и законность отказа властей передать здание РПЦ была подтверждена в суде.
Однако сразу после окончания новогодне-рождественских праздников 2017 года появилась информация, согласно которой Г. Полтавченко заявил о том, что вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ решен.
Люди несведующие чаще всего говорят: «Отдайте собор церкви, какая вам разница? Это религиозное здание, пусть служит религиозным целям», однако среди тех, кто по роду деятельности близок к культуре, такая постановка вопроса не может не вызывать законного беспокойства.
Во-первых, напомним, что в здание собора верующие имеют право входить бесплатно и присутствовать на службах, которые там проводятся обычно дважды в день. То есть верующим в тех пределах, в которых они заинтересованы, здание и так принадлежит.
Во-вторых, собор является , несомненно, одним из самых узнаваемых зданий-символов Санкт-Петербурга и музеем, экспонатами которого являются не только предметы, которые можно вынести и вывезти из него, чтобы разместить в равноценном здании (которое ещё тоже нужно найти), но и его стены, покрытые каменным убранством, монументальной живописью, мозаиками, позолоченными скульптурами, выполненными в технике гальванопластики и т. д., словом — произведением искусства является само здание, поддержание его требует огромного внимания, труда и денег, помноженных на профессионализм, нынешние служащие музея занимаются этими работами много лет и, безусловно, являются уникальными экспертами, а вот сможет ли это делать РПЦ — нам неизвестно (а ставить эксперимент, ценой которого могут оказаться невосполнимые культурные потери, кажется безнравственным).
В-третьих, сегодня Исаакиевский собор является одним из немногих музеев, которые полностью окупаются: все необходимые платежи (коммунальные, на зарплаты более чем 400 служащих, на реставрацию) оплачиваются из его доходов, РПЦ пока не может ответить на вопрос, что произойдет после передачи ей здания, но надеется на субсидии: и это значит, что город не только лишится налогов, которые поступали в городскую казну из доходов музея (а это около 100 миллионов рублей), но и будет платить за его содержание и реставрацию. Откуда возьмутся деньги? Вероятно, «отрежут» кусочек откуда-то ещё, ибо карманы у города (так же, как и у любого из нас) небезразмерные, и косвенно каждый из нас (и атеист, и мусульманин, и иудей) заплатит за содержание собора косвенно, платя налоги, что было бы, возможно, оправданно, если бы речь шла о культурном учреждении — красе города и символе культурной жизни страны, но совершенно непонятно, если речь идет о церкви. При этом, естественно, денег городу не хватит на что-то другое (что в нынешней экономической ситуации не может не беспокоить).
Ну и наконец, самое неприятное: собор хотят передать РПЦ к концу 2017 года, а документы собираются готовить два года. Возникает вопрос: как можно передать ТАКОЙ музей без оформленных должным образом документов, регламентирующих ответственность сторон? Кто за что платит, кто за что отвечает, как решать спорные вопросы и т. д.?
Приходится с сожалением признать, что вопросов больше, чем ответов, так что помолимся о сохранности Исаакиевского собора — символа Санкт-Петербурга и уникального музея, который сегодня посещает более 3 000 000 туристов в год.