Карло Росси

Карл Иванович Росси (Carlo di Giovanni Rossi)

Росси1775, Италия — 1849, Санкт-Петербург

Если вы бывали в центре Санкт-Петербурга, то, конечно, вам доводилось видеть величественные архитектурные ансамбли центральных улиц и площадей, созданные гением русского архитектора итальянского происхождения Карло Росси. Остановились ли вы на площади Искусств или забрели на площадь Островского, оказались на Сенатской или Манежной, лежит ваш путь через Михайловскую или Инженерную улицу — везде вы видите его творения. Карло Росси не был обычным архитектором, он строил город, благоустраивая огромные территории, возводя дворцы и создавая парки, он думал о том, где будут ходить люди и ездить кареты, а потому смело чертил на планах города новые улицы, которые потом возникали в городе по росчерку его карандаша, словно по мановению волшебной палочки.

Где он родился, точно неизвестно, разные источники называют то Венецию, то Неаполь, но все сходятся на том, что в 1779 году он вместе с родителями — известными в Европе танцовщиками — оказался в Санкт-Петербурге, который стал его настоящим домом. С детских лет он учился у Винченцо Бренны — придворного архитектора наследника престола Павла Петровича (будущего императора Павла I), в 1795 — поступил учеником чертежника в Адмиралтейское ведомство, в 1796 — официально стал помощником Бренны в строительстве Павловска и Гатчины.

В начале XIX века Александр I, благосклонно отнесшийся к юному дарованию, разрешил Росси двухлетнюю поездку в Европу для завершения образования. Вернувшись в Россию, в 1806 году Росси получает звание архитектора, а в 1808 — его включают в группу специалистов, которые занимаются ремонтом и реставрацией Кремля и других правительственных зданий в Москве и провинциях.

В 1814 году Росси возвращается в столицу на Неве, а с 1816 становится главным архитектором комитета по делам строений и гидравлических работ, которым руководит один из выдающихся инженеров того времени Августин Бетанкур (к слову, именно он посоветовал Александру I Огюста Монферрана, тоже работавшего в его комитете, в качестве архитектора Исаакиевского собора). Его работы в комитете начинаются с реконструкции Аничкова дворца, положившей начало грандиозным работам по перепланировке центра Санкт-Петербурга.

Следующей работой Росси становится возведение здания Главного штаба (1819-1829) с грандиозной триумфальной аркой, соединяющей два полукруглых крыла величественного здания, при этом он блестяще решил задачу создания парадного въезда на Дворцовую площадь, поменяв направление Большой Морской улицы и выведя её под Арку Главного штаба так, чтобы из неё открывался вид на централный въезд в Зимний дворец (не стоит забывать, что в то время Александровской колонны в центре площади ещё не было; кстати сказать, идея возведения колонны принадлежит тоже Росси, хотя работы по её созданию и были возложены на Огюста Монферрана, как на архитектора, имеющего после строительства Исаакиевского собора огромный опыт в установлении гигантских монолитных колонн).

Одновременно с работами по строительству Главного штаба Росси занимается созданием ещё двух дворцово-парковых ансамблей: Ансамбля Елагина острова (1818-1822) и ансамбля Михайловского дворца (1819-1825), строившегося для младшего сына императора Павла I Михаила.

В 1829-1834 годах Росси занимается оформлением Сенатской площади и возводит на ней два дворца: Сената и Синода, соединенные, как и в случае с Дворцовой площадью, аркой, под которой и сегодня проходит Галерная улица.

Следующая значительная работа Карло Росси — создание ансамбля Александринского театра (1828-1834), благоустройство огромной территории, застроенной в едином архитектурном стиле. Именно здесь, за зданием театра он проложил одну из самых красивых улиц в мире (изначально названную Театральной, а сегодня она носит имя своего создателя — Зодчего Росси), на этой улице находится лишь два дома, но её пропорции совершенны: 22 метра высота домов и ширина улицы и ровно в десять раз больше (то есть 220 метров) — её длина. С одной стороны улицу «замыкает» один из фасадов Александринского театра, с другой — небольшая Чернышевская площадь (по названию моста, перекинутого рядом с ней через Фонтанку), сегодня носящая имя Ломоносова.

С начала тридцатых годов Росси работает все меньше — сказываются происки завистников, ему все реже поручают масштабные работы, умирает он в полном забвении в 1849 году. Похоронили Карла Ивановича Росси на Волковском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга, а после революции перезахоронили в Александро-Невской лавре, в некрополе XVIII века. Его могила находится совсем рядом с могилой жены А.С. Пушкина Натальи Николаевны Ланской.

Архитектора давно нет в живых, однако его творения и сегодня поражают нас своей строгой гармоничностью и сдержанным великолепием.

Основные творения:

Поделиться в соцсетях

Контакты

WhatsApp

Мы на Tripadvisor

Награды

Наши гиды получили диплом "Лучший гид по Санкт-Петербургу на итальянском языке"

Рейтинг@Mail.ru