Исаакиевский собор


Официальное название: Собор преподобного Исаакия Далматского

Адрес: Исаакиевская площадь, дом 4

Годы постройки: 1818—1858

Архитектор: Огюст Монферран

Стиль: Классицизм


Первый храм, посвященный Святому Исаакию Далматскому, появился в Санкт-Петербурге ещё при Петре Великом. Дело в том, что день рождения русского царя пришелся на день памяти Святого, и Петр I всегда почитал его как своего небесного покровителя. Именно в этом первом храме в 1712 году состоялось бракосочетание бомбардира Петра Михайлова (Петра I) с Мартой Скавронской (Екатериной I). Однако крошечная деревянная церковь, перестроенная из чертежного сарая, которая находилась перед Адмиралтейством, быстро пришла в негодность, и в 1717 году Петр лично заложил первый камень при начале строительства второго храма (там, где сегодня возвышается на берегу Невы «Медный всадник»). Эта церковь напоминала по архитектуре Петропавловский собор, однако довольно скоро стала оседать (неукрепленные берега Невы «плыли» под ней), а в 1735 году и вовсе сгорела от молнии, ударившей в шпиль.

Идея строительства третьего Исаакиевского собора принадлежала Екатерине II, всегда подчеркивавшей свое уважение к Петру Великому, и по её распоряжению итальянский архитектор Антонио Ринальди начал в 17 возведение храма именно там, где и сегодня мы видим величественный собор. Однако в процессе строительства архитектор поссорился с венценосной заказчицей и навсегда покинул Россию, не доведя работу до конца. Заканчивал его Винченцо Бренна по приказу Павла I, однако он столкнулся с неожиданными сложностями: император приказал забрать все материалы, приготовленные для украшения собора, и использовать их в отделке Михайловского замка. Таким образом, достроенный собор выглядел довольно убого и не мог понравиться ни Церкви, ни Александру I, взошедшему на российский престол после отца.

В 1809 году по желанию императора был проведен конкурс на перестройку Исакиевского собора, в котором участвовали лучшие архитекторы эпохи: А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, Д. Кваренги, Ч. Камерон, однако ни один из проектов не удовлетворил царя, желавшего не построить новый храм, а перестроить старый, обязательно сохранив уже освященные алтари (Александр считал «оскорбительным для памяти основателей» их разрушение). Второй конкурс был проведен в 1813 году с тем же результатом. После того, как во время пасхального богослужения 1816 года на правый клирос упал кусок отсыревшей штукатурки, «сделав сильный удар и в народе содрогание», собор был закрыт, а вопрос о его перестройке стал особенно срочным. Император обратился к инженеру А. Бетанкуру (блестящему ученому и инженеру-механику, приехавшему из Испании в Росиию в 1807 году и являвшемуся к этому времени председателем Комитета по делам строений и гидравлических работ) с поручением подготовить предложения по перестройке собора и просьбой подобрать для этих работ архитектора. Именно в этот момент на сцене и появляется Огюст Монферран, работающий под началом А. Бетанкура чертежником.

Огюст Монферран «рассудив, что раньше, чем делать проект, нужно узнать вкус заказчика», «сделал целый ряд эскизов, совершенно различных» (из письма Монферрана архитектору Ш. Персье) и представил на его суд «24 прекраснейших миниатюрных рисунка», в которых «можно было найти: китайский, индийский, готический вкус, византийский стиль и стиль Возрождения и, разумеется, чисто греческую архитектуру древнейших и новейших памятников» (Ф.Ф. Вигель).

Датой начала строительства Исаакиевского собора считается 1818 год, когда император выбрал одни из эскизов, закончены же работы были только в 1858 году при Александре II.

Работы по возведению собора были исключительно сложными: требовалось укрепить и расширить фундамент (для этого было забито более 13 тысяч свай в дополнение к уже существовавшим 11 тысячам); вытесать, доставить в Санкт-Петербург и поставить колонны портиков (каждая из которых весила 114 тонн); возвести новые стены (вопреки всем правилам, их возводили после того, как завершили установку колонн); провести работы по украшению собора, учитывая непростые климатические условия северной столицы. Ввиду всех этих сложностей, работы по возведению храма затянулись на 40 лет.

Интерьер

Если снаружи Исаакиевский собор можно, пусть и с долей условности, отнести к позднем классицизму, то внутри это конечно же царство эклектики! В советское время внутри собора был установлен маятник Фуко, наглядно демонстрировавший вращение Земли. Первая публичная демонстрация маятника Фуко в Исаакиевском соборе была проведена в пасхальную ночь с 11 на 12 апреля 1931 года, на научный эксперимент собралось посмотреть около 7 тысяч зрителей. После демонтажа маятника некоторые тонкие ценители эклетики заявили, что собор утратил свою изюминку.

На карте

Поделиться в соцсетях

Контакты

WhatsApp

Мы на Tripadvisor

Награды

Наши гиды получили диплом "Лучший гид по Санкт-Петербургу на итальянском языке"

Рейтинг@Mail.ru